Роман Минин: арт-рынка в Харькове нет

   

На вопрос «Может ли молодой художник заработать приличные деньги своим творчеством?» харьковский художник, стрит-артист, фотограф, автор объектов и инсталляций Роман Минин отвечает утвердительно. Только ключевым для него является слово «творчество», а не «деньги». 

Роман Минин: арт-рынка в Харькове нет

«Я получил профессию, которой не существует»

– Когда я был студентом худпрома, начал зарабатывать тем, что делал интерьеры по заказу богатых людей. И довольно удачно, – рассказывает Роман Минин. – Со временем у меня уже было три команды, которые работали на меня. У моего тогдашнего напарника теперь своя фирма, он успешен. А я сошел с дистанции, хотя сейчас наверняка имел бы машину, свою фирму, офис и прочее. Но, во-первых, этот бизнес – впрочем, как и любой другой – имеет потолок. И я представил этот потолок. Я увидел себя в роли бизнесмена – то стоящим в автомобильных пробках, то мотающимся по объектам, чтобы проконтролировать рабочих. Я на них, конечно, злился бы, нервничал. И я подумал – не хочу. Лучше я буду работать сам. Когда художник работает на себя, у него нет никакого потолка, в том числе ценового. Он может стоить миллион долларов, а может – и две гривны. Отсутствие ценового коридора – это тоже плюс для человека, который хочет вступить в шоу-бизнес, продвигать себя как художника. Нужно понимать эту игру и знать, как манипулировать ценами, демпинговать – одним словом, вести правильную ценовую политику. И я счастлив – делаю что хочу. Хотя иногда, конечно, случаются приступы жалости к себе – скажем, когда нет денег на метро.

– А такое бывает?

– Бывает. Например, этой весной я трудился на стройке – обрабатывал древесину. Всякое бывает. 

– Трудовая книжка у вас имеется? 

– В принципе имеется, но официально я нигде не трудоустроен. Это больной вопрос, потому что у меня есть ребенок, жена. Я думаю о будущем, конечно. И о пенсии думаю. Поэтому на какую-то работу рано или поздно придется устраиваться. Вообще ситуация сложная – профессии художника-монументалиста нет в списке профессий Украины, хотя такие специалисты выпускаются. Так что я получил профессию, которой не существует, поэтому мне сложно работать по специальности. Официально я могу трудоустроиться  только дизайнером или художником-педагогом. 

Две картины «кормили» целый год 

– Роман, есть ли в Харькове художники, чьи работы вам хотелось бы купить? 

– Есть художники, которые мне нравятся, – Артем Волокитин, Виталий Куликов. Можно дальше перечислять. Очень люблю неожиданно удавшиеся работы – случайные шедевры, и такие есть в моей коллекции. Например, учился со мной человек, который даже не позиционировал себя как художник. Написал семестровую работу – портрет натурщика. Выставил. Получил свою заслуженную тройку с минусом. А работа оказалась очень интересной. И досталась мне бесплатно, он мне ее просто подарил. 

– Существует ли в харьковской среде ценовой минимум, ниже которого опускаться неприлично? 

– В Харькове нет, да и вообще нет. Однако если я чувствую, что продавать – слишком дешево, я просто дарю. Большинство работ я раздарил. В принципе неприличные суммы есть. Я не стану озвучивать эту кухню, потому что ситуации бывают разные. Но поскольку у меня нет контракта, в котором было бы прописано, что ниже такой-то суммы я не имею права опускаться, то и нижней границы нет. И потолка тоже нет. 

– Можете назвать самую высокую цену, по которой продавались ваши работы? 

– Могу. Пять тысяч долларов. Это была большая картина (два на два метра) «Шахтеры». Холст. Акрил. Коллекционер из Перми купил сразу две. Я получил наконец-то ощутимую сумму, на которую смог прожить целый год – сделать много новых работ и не думать о деньгах. Я арендовал хорошую мастерскую, квартиру. У меня же нет квартиры, и каждый месяц в Харькове обходится в 500 долларов. Их нужно где-то раздобыть. В Харькове художнику, конечно, очень сложно зарабатывать. Поэтому я стараюсь осваивать новые рынки – в Европе, в Киеве, в Москве. А в Харькове, не в обиду любимому городу, арт-рынка по сути нет.

Деньги могут прийти неожиданно 

Как-то известный во всем мире британский стрит-артист, скрывающийся под псевдонимом Бэнкси, перечислил Роману Минину тысячу фунтов стерлингов. В такую сумму таинственный британец оценил работу коллеги «Гомер с Гомером». Изображение древнегреческого поэта, на которого из античного зеркала таращится мультяшный Гомер Симпсон, появилось три года назад на фасаде здания гимназии в центре Перми в виде настенной фрески. «Гомер» сразу же стал хитом и по сей день «гуляет» в Интернете. Остроумная идея приглянулась Бэнкси, который занимается не только тем, что расписывает понравившиеся ему стены в крупных городах мира, но и держит фирму по производству сувенирной продукции. Таким образом, британец получил оригинальный рисунок для своих сувениров, а Роман Минин – заслуженную тысячу фунтов в качестве гонорара. Эти деньги помогли художнику, как он выразился, перезимовать. 

 Нашумевший «Сноуден» 

– «Гомер с Гомером» – очень популярная работа, и многие говорили, что эту работу уже не переплюнуть, – рассказывает Роман Минин. – Однако случай с портретом Сноудена продемонстрировал, что можно, пожалуй, и переплюнуть. «Гомера» не показали ни Аль-Джазира, ни CNN, ни крупнейшие европейские телекомпании. А «Сноудена» показали. Он, получается, более распиаренный. 

Огромный портрет американского перебежчика Эдварда Сноудена Роман Минин изобразил под велосипедным мостом в Хельсинки во время международного фестиваля стрит-арта, который проходил в финской столице этим летом. Кстати, поначалу финские власти фестиваль запретили. 

– Я думал, у нас чиновники несговорчивые. Но с нашими все-таки можно найти хоть какой-то компромисс. А финны сказали: «Нам нравится цвет нашего цемента – не трогайте!» Это весьма убедительный аргумент, поэтому договориться было очень сложно, – улыбается Роман. – После длительных переговоров чиновники все же дали разрешение на фестиваль, однако выставили несколько требований. Рисуйте, говорят, но только под мостами и краску не используйте, а после за собой уберите. Мы «зависли». Коллега из Москвы нашел какие-то доски и рисовал на них, прислонив к стене. А я пошел в магазин и накупил гору муки. Из нее я сварил ведер десять клейстера, добавил туда желатина, чтобы уж наверняка – решил, что буду «рисовать» приклеенными к стене кусочкам бумаги. Их потом легко можно смыть. Бумагу нашел на мусорнике, часть купил, а еще мне принесли распечатанные документы из WikiLeaks (сайт, на котором публикуются секретные документы – Прим. ред.).

Идея со Сноуденом пришла спонтанно – в августе нынешнего года он был очень актуален, признается художник. Говорит, что долго решался на этот шаг – сделать попсовую трендовую работу. Ведь это очень просто и неинтересно – паразитировать на известной личности. Но с другой стороны, уж больно идея была хороша – и русский медведь, облизывающий Сноудена, и игра слов, составляющих его фамилию (snow – снег, den – берлога).

– Когда работа была почти готова, – вспоминает художник, – приезжает на велосипеде министр культуры Финляндии. «Твоя работа?» – спрашивает. «Моя», – говорю. «Отлично! Мы будем ее охранять», – обещает он. – Кстати, многие художники говорили, что идея классная и техника тоже. Действительно, фактура интересная получилась – выглядит, как кожа. Можно было бы в этой технике сделать, например, серию портретов известных людей. Это был бы правильный коммерческий ход. Тогда можно было бы рассчитывать на приглашение за границу, на то, что ты будешь узнаваемым, продаваемым. Это же шоу-бизнес и надо играть по правилам шоу-бизнеса. Но мне уже неинтересно. 

Роману, по его словам, нравится придумывать что-то новое, нравится состояние потока, когда нужно начинать все сначала и обыгрывать ситуацию. 

– Например, у меня был старый фотоаппарат «Киев» –  не очень хороший. И снимки получались так себе – некачественные и неконтрастные. Что с этими снимками можно сделать? Дорисовать, разрисовать, чтобы они стали лучше. И я это сделал. Иногда у меня покупают такие фотографии через Интернет – по 100 долларов за штуку. И когда это происходит, я очень рад, – делится Роман Минин.

 В тему

В столичном «Пинчук арт-центре» проходит выставка молодых украинских художников –номинантов на получение крупнейшей национальной премии. В двадцатку лучших, которых авторитетная комиссия отобрала из более тысячи претендентов, вошли трое харьковчан – Роман Минин, Николай Ридный, Иван Светличный. В начале декабря в Киев съедутся представители международного жюри, которые и определят победителя. Счастливчик получит 100 тыс. грн и возможность пройти сразу в финал международного конкурса Future Generation Art Prize.

 Досье

Роман Минин родился 10 июня 1981 году в городе Димитров Донецкой области. Окончил Харьковское художественное училище, затем Харьковскую государственную академию дизайна и искусств. Занимается живописью, стрит-артом, фотоколлажами, инсталляциями. Участник и организатор фестивалей стрит-арта в Харькове. Автор известной серии о шахтерах, выполненной в различных техниках. Персональные выставки проходили в Харькове, Киеве, Москве. Награжден Всемирным альянсом «Миротворец» медалью «Талант и призвание».

Автор: Елена Шевцова
 
Также по теме
 
Добавить комментарий:
Ваш комментарий (осталось символов: 1000)
 

 
Самое читаемое
Справочники
Facebook Twitter