Профессия — trouble-shooter

Их называют трабл-шутерами. Собственники крупного бизнеса на Западе платят им от ста тысяч долларов в час за то, что они находят эффективные решения проблем. По некоторым данным, в мире не больше ста успешных трабл-шутеров, работающих с мировыми брендами. Их фамилии хорошо известны в профессиональной бизнес-среде.

Профессия — trouble-shooter

Решения трабл-шутеров отличаются простотой и элегантностью, в духе хрестоматийной истории о том, как компания «Nike» стала производить на одном заводе левый кроссовок, а на другом заводе - правый, чтобы свести к нулю кражи на производстве. О том, кто такие трабл-шутеры, чем они занимаются и каковы «родовые травмы» украинского бизнеса мы поговорили с харьковским экспертом в области бизнес-процессов Дмитрием Дьяковым, в послужном списке которого работа с гипермаркетом «Караван», супермаркетом «Рокфор», решение проблем для крупнейших украинских компаний пищевого производства, фармацевтической отрасли и сферы FMCG.

 Дмитрий, объясните, пожалуйста, кто такой «трабл-шутер»

Слово трабл-шутер состоит из двух английских слов: «trouble» — проблема и «shooter» — стрелок. Трабл-шутер – человек, который может решить любую проблему с минимальными финансовыми затратами и максимальным результатом.

То есть трабл-шутер – это, по сути, кризис-менеджер?

Не совсем. Кризис-менеджер занимается длительными проектами: он – часть компании и может идентифицировать себя с ней. А трабл-шутер – это человек со стороны, который приходит в компанию с целью решения какой-то одной локальной задачи и выходит из неё после устранения проблемы.

Преимущество трабл-шутера в том, что он видит проблему свежим взглядом. Кризис-менеджер постоянно занят операционной деятельностью предприятия, полностью окунается в нее. Если говорить медицинским языком: «кризис-менеджер» лечит симптомы болезни, трабл-шутер удаляет вирус-возбудитель. Трабл-шутер видит все процессы на предприятии и в то же время действует локально, решает одну проблему. Для эффективного решения гораздо лучше сосредоточиться на одной проблеме, чем выполнять десять задач одновременно.

Какими профессиональными качествами должен обладать трабл-шутер?

Он должен быть «универсальным солдатом»: и маркетологом, и стратегом, и логистом. Трабл-шутер – это человек, который способен найти общий язык со всеми заинтересованными сторонами в компании, со всеми отделами, может услышать их и донести им общую идею. Трабл-шутер не разбирается глубоко в каждой сфере, он связывает воедино все направления работы. Он как антибиотик широкого спектра действия.

Можете привести какой-нибудь пример решения проблемы из своей практики?

Однажды я принял решение о том, чтобы передвинуть оборудование на складе и высвободил для компании более 20 миллионов гривен. В этой компании надо мной до сих пор иногда подшучивают: «Что может Дьяков? Да только мебель передвигать!».

Это третья по размеру в Украине аптечная компания, у которой 170 торговых точек. Медикаменты поставляли в аптеки два раза в неделю. Из-за большого объема продаж приходилось держать значительный товарный запас на этих торговых точках. Огромный штат сотрудников начинал работать в полдевятого утра и работал до восьми вечера. Люди страшно уставали, перерабатывали. Все переработки приходилось оплачивать. Компания несла значительные издержки.

Я люблю «щупать» процессы своими руками. Решая проблему с переработкой, я две недели наблюдал за работой на складе. Просто стоял на одном месте и смотрел за тем, как все работает. Можете представить, сколько было остроумных замечаний в мою сторону. В конце концов принял решение: переставить мебель на складе. Такое решение исключило возможность перемещать товар с места на место дважды. В результате рабочий день на складе заканчивался не в восемь вечера, а в четыре дня. Сейчас товар поступает на торговые точки ежедневно, затраты на оплату труда снизились на 40%, уменьшился товарный запас на складе и на торговых точках, в оборот вернулась выручка за 8-10 дней, а это, как я говорил, больше 20 миллионов гривен.

Насколько профессия траблшутера развита в Украине?

Такие специалисты в Украине есть, но далеко не все из них позиционируют себя именно как трабл-шутеры. По хорошему, таким ребятам далеко не всегда нужно как-то называться. Они — редкий товар с большим количеством предложений и ограниченным временным ресурсом.

Готовы ли украинские компании к привлечению трабл-шутеров в свой бизнес?

Один тип собственников полагает, что может справиться со всеми проблемами только собственными силами. Другие все же делегируют выполнение задач, но осуществляют очень жесткий контроль над каждым действием. Это непродуктивный подход. Как говорил Стив Джобс: «Нет смысла нанимать толковых людей, а затем указывать, что им делать». Но есть и такие, которые готовы довериться в решении сложных задач. Такая модель — дает наибольший эффект. Приходя к врачу, вы же не ставите за него себе диагноз и не назначаете сами себе лечение. Зачем тогда врач? Вы должны доверять ему, как специалисту. Точно так же всё обстоит и с трабл-шутерами.

Есть ли у украинского бизнеса типичные проблемы, мешающие ему развиваться?

Главная «родовая травма» нашего бизнеса, с которой я встречаюсь в своей практике, — синдром «самой лучшей компании». В какой-то момент компания начинает считать себя «номером один», приходит к выводу, что расти уже некуда, нет смысла развиваться, «мы и так на пьедестале почёта». Даже если ты действительно самый лучший, то тогда нужно выбрать стратегию «нападения на себя», постоянно повышать свою планку по обслуживанию клиентов, маркетингу, организации бизнес-процессов и перепрыгивать ее.

Очень серьезные проблемы возникают у наших компаний в вопросах позиционирования, маркетинговой стратегии, логистики. Я часто наблюдаю неслаженность в работе разных департаментов компании. Специалисты по управлению персоналом – жители Венеры, логисты – жители Марса, маркетологи – Альфа Центавры, а финансисты – Юпитера: все разговаривают на разных языках. Здесь трабл-шутер как раз и выступает переводчиком, который должен найти один, общий для всех, язык.

Каков потенциал украинских компаний на европейских рынках?

У украинских компаний есть потенциал при условии, что они будут работать над собой. По мнению иностранных специалистов, с которыми я беседовал, еще одна наша проблема состоит в том, что мы не умеем держать качество. К примеру, мы можем выпускать не самый идеальный продукт, но он будет дешевым. Иностранцы говорят: «Если ваш продукт – неидеален, пусть он будет у вас таковым всегда. И тогда на него всегда будет свой сегмент покупателя и будет все хорошо». К сожалению, мы часто заигрываемся с качеством и не можем придерживаться одного и того же уровня. В Европе этого не понимают.

Какой совет вы хотели бы дать начинающим предпринимателям?

Открывая какой-либо бизнес, мы стараемся сразу дать всевозможные блага нашим клиентам: скидки, клубные карты, круглосуточное обслуживание. А потом не хватает средств для поддержания этого очень высокого уровня. Много нецелевых расходов. Я бы посоветовал бизнесу сосредоточиться на ключевых направлениях и работать с ними системно. Обещайте только то, что сможете поддерживать постоянно – так вы создадите себе конкурентное преимущество.

Беседовал Михаил Геценко

 

 

 
Добавить комментарий:
Ваш комментарий (осталось символов: 1000)
 

 
Самое читаемое
Справочники
Facebook Twitter