Скоро пересядем на электробусы и неолайнеры?

На этой неделе министр инфраструктуры Владимир Омелян анонсировал отказ от автобусов и маршрутных такси во всех городах Украины уже через 12 лет

Скоро пересядем на электробусы и неолайнеры?

Эти планы одобрены правительством, принявшим Национальную транспортную стратегию Украины до 2030 года.
Чиновники гордятся «модерновым» документом и тем, что он направлен на создание «новой инфраструктурной реальности». В городах Украины уже в этом году (!) должны появиться первые… электробусы. А следом и пилотная дорога, которая генерирует электроэнергию. Тоже — для электромобилей. Ведь по Стратегии-2030 городской транспорт должен стать на 100% электрическим.
Сразу возникает вопрос: батенька, как можно за считанные месяцы совершить столь грандиозный технологический скачок? Подкреплены ли ваши мечты расчетами и экономической целесообразностью? Откуда пассажирские электромобили большой вместимости?
В нашей стране планируется построить минимум (!) 2 завода по производству электромобилей. А также создать мощности по производству электрических грузовиков, автобусов, самолетов, кораблей и даже пассажирских дронов.  Говорят, последние уже испытаны в Китае. Наверное, они и есть те самые, упомянутые в стратегии «неолайнеры», ибо значение данного термина не знает даже интернет.
В лентах новостей можно найти информацию о переговорах Владимира Омеляна с китайской корпорацией — крупнейшим производителем электротранспорта и литиевых батарей, которая рассматривает возможность размещения производства на территории Украины, а также экспансии на европейский рынок.  Хорошо хоть китайские машины будем не покупать, а производить здесь, если, конечно, инвесторов из Поднебесной устроят наши обстоятельства. Эксперты, однако, качают головами и подчеркивают, что рентабельность импорта готовых автомобилей все же выше рентабельности собственного производства, прежде всего — из-за меньшей налоговой нагрузки и более короткого плеча финансирования. Вот и весь сказ!
Очевидно, что, несмотря на планов громадье, на «неолайнеры» мы пересядем не скоро.
Может, лучше начинать с дорожных карт, благодаря которым украинские города смогут за короткий срок качественно обновить и существенно увеличить подвижной состав общественного транспорта?
В Украине уже есть города, в которых местные власти приняли решение заменить маршрутные такси автобусами и троллейбусами. В частности, Львовский городской совет рассмотрел и одобрил петицию, составленную местными жителями, чтобы в течение пяти лет отказаться от отжившего свой век транспорта и перейти на электротранспорт и автобусы с большой вместимостью. Вместо маршруток поедут троллейбусы и электробусы.
Как это получится у наших западных земляков, как говорится, «будем посмотреть», но  одной автоматической  замены одного типа транспорта на другой — разве достаточно?  Нужна современная инфраструктура управления и планирования современных транспортных сетей. 
Если заменить юркие маршрутки на большие автобусы (старшее поколение помнит «икарусы»-гармошки), то, очевидно, увеличится интервал движения, что в условиях мегаполиса, когда сотням тысяч людей надо вовремя добраться до метро и на работу, усложнит всем жизнь. Монументальным памятником станет для такого «гиганта» «пробка».
Во многих европейских странах социальный транспорт — в муниципальной собственности и перед ним не ставится задача заработать прибыль. А при весьма высоких ценах на проезд приватные компании-перевозчики также дотируются. А у нас вечно сердито-озабоченные и нервные водители, потому что им самим приходится зарабатывать и на бензин, и на запчасти, и на покраску кузова…
В свое время городские власти обещали создать такую транспортную сеть, чтобы каждый харьковчанин, в каком бы районе он ни жил, мог добраться из одного конца города в другой — максимум за час. Но постепенно из транспортной сети города уходят такие «популярные» и удобные маршруты. Например, прекращены маршруты №11э (всегда загруженный), №279 (Новожаново — ул. Светлая).  Это только те, на «пропажу» которых жалуются наши читатели.
И еще, почему, например, не только, скажем, в Кракове, а в простых белорусских городах общественный транспорт ходит как часы, строго по графику, а в Харькове так сделать нельзя? 
И все же испытываю чувство гордости за Харьков, когда на Сергиевской (бывшей Пролетарской) площади в Харькове год назад увидела, как монтируют электронное табло с указанием времени ожидания трамваев — первую ласточку смарт-сити. Монтажник увидел, что я его фотографирую, и приветливо помахал мне рукой. Он поддер­жал наши надежды.

Елена Зеленина, 
спецкор

 
Добавить комментарий:
Ваш комментарий (осталось символов: 1000)
 

 
Самое читаемое
Справочники
Facebook Twitter