«Черная реставрация» — уничтожение архитектурного лица Харькова

Вместо реставрации памятников архитектуры в Харькове набирает обороты откровенное разрушение уникальных старинных зданий...

__06
 


 Вместо реставрации памятников архитектуры в Харькове набирает обороты откровенное разрушение уникальных старинных зданий или же их порча под видом восстановления исторического облика. 

Гримасы города

В Харькове часто используется фраза «лицо города» — ее произносят представители властей, экскурсоводы и обыватели, говоря о какой-либо местной достопримечательности. На самом деле лицом или, скорее, гримасой Харькова уже давно стали полуразрушенные старинные здания, во множестве встречающиеся на улицах центральной части города. Часть из этих зданий стыдливо завешена полотнами, изображающими эти дома в ухоженном виде, другие просто зияют разбитыми окнами и дырявыми крышами. Увы, это именно харьковская особенность. Бывая в других городах, подобного позора в таких масштабах не встретишь. Можно не сомневаться, что все эти здания приводятся владельцами в такое плачевное состояние умышленно, с целью продажи «лакомого» участка земли под новую застройку, ведь просто так снести или перестроить памятник архитектуры запрещает закон.
На днях в Харьковском пресс-клубе состоялась встреча с журналистами на тему «Сохранение культурного наследия. Успехи и поражения». Увы, успехи, пожалуй, можно пересчитать на пальцах одной руки. Среди таковых — площадь Свободы, на которой благодаря массовой активности харьковчан построили фонтан, а не 87-метровую колонну, как этого поначалу хотели городские власти. Еще — отреставрированное здание горБТИ на Павловской площади...
Поражений, к сожалению, куда больше. Каждый год мы безвозвратно теряем по несколько уникальных зданий, при этом наблюдая, как к уничтожению неуклонно движутся очередные «заброшки». А многочисленные охранные и контролирующие органы «традиционно» ничего не могут сделать. А ведь еще сравнительно недавно эти дома тщательно реставрировались и, представьте, в этом процессе косвенно принимали участие чуть ли не все жители страны!
— Я приехал в Харьков в 1987 году, здесь был организован институт «Укрпроектреставрация» — филиал головного киевского института, — рассказал журналистам архитектор-реставратор Владимир Лопатько. — Под руководством архитектора В. Е. Новгородова мы лет 15 занимались восстановлением в городе памятников архитектуры, за это время многое было сделано. Параллельно с государственной политикой, которая проводилась в то время, существовала еще общественная организация «Українське товариство охорони пам’яток історії та культури», в которую многие граждане платили взносы. Представьте себе, за эти средства был, например, создан этнопарк «Пирогово» под Киевом и восстановлено много архитектурных памятников. Общественность тогда проявляла большой интерес к сохранению архитектуры города. Но потом государство взялось самостоятельно заботиться о памятниках архитектуры...
Наглядные примеры плачевных результатов такой «заботы» в исторической части Харькова можно встретить чуть ли не на каждом шагу. Памятник архитектуры по ул. Гоголя, 2 продолжает расти в высоту, невзирая на протесты общественности и постановления областного отдела охраны памятников архитектуры о приостановлении работ. На старинном 2-этажном здании надстроены два этажа и уже возводится крыша. Варварски снесен особнячок на ул. Свободы, 35. Готовятся под снос остатки зданий-памятников по пер. Театральному, 6 и ул. Маршала Бажанова, 11. Увы, этот печальный перечень можно продолжить десятками зданий...
— А помните прекрасный особнячок в псевдоготическом стиле на углу улиц Маяковского и Мироносицкой? — напоминает Владимир Лопатько. — Его тоже снесли и построили высотку, которая там ни к селу ни к городу. И таких объектов довольно много. Никто не разрешает, а люди берут и строят. На тротуарах, по «красной линии», закрывают другие памятники архитектуры, портят все подряд! На крыше дома «Красный банковец», что на улице Алчевских, 6 (бывш. ул. Артема) появился... стеклянный синий куб совершенно другого стиля. Это яркий пример того, как не надо делать. Здание исторического музея в кирпичном стиле выкрасили в желтый цвет, объясняя, что таким образом оно впишется в ансамбль бекетовских зданий на площади Конституции! Люди смеются над такой нелепой «реставрацией», она не способствует сохранению архитектурного лица города.

Самозванцы возрождения

Многие из стоящих сейчас полуразрушенными зданий еще можно сохранить. В Харьковском университете строительства и архитектуры имеется довольно много студенческих работ в отношении полного или частичного сохранения той или иной городской «заброшки». Даже если от здания остался один только фасад, его можно использовать как часть нового офисного здания, сохранив тем самым и колорит улицы. Существующие строительные нормативы в подробностях разъясняют, как осуществить ту или иную реконструкцию.
— Но у застройщиков все ориентировано на то, чтобы максимально быстро получить максимальную прибыль, поэтому они предпочитают возводить жилые дома, — говорит Владимир Лопатько. — Недавно ко мне обратились из «Жилстроя-2» по поводу выдачи обоснования о сносе угловых объектов, находящихся напротив художественного музея. Понятно, я отказался. Ведь это исторический квартал, там у каждого дома целая история! С такими же вопросами обращаются и к другим специалистам, имеющим отношение к охране памятников архитектуры. Такого нельзя допускать.
Если не удается снести памятник сразу, его владельцы берутся «реставрировать» по своему усмотрению, в результате меняя облик здания до неузнаваемости. 
— Реставрация старого объекта стоит на 30–50% дороже, чем его снос и строительство нового объекта, — объясняет Владимир Лопатько. — Поэтому заказчики не хотят на это идти. У нас из-за этого появилась «черная реставрация» — когда работы на памятниках выполняют, не проводя никаких исследований, не выполняя проектных заданий. Сегодня проект на реставрацию памятника можно заказать любому архитектору или дизайнеру. Но человек, не знающий ни методики, ни принципов проведения этих работ, может спроектировать то, что в принципе будет противоречить сохранению памятника. Такая же картина складывается и с производственниками. Сегодня в стране полностью разрушена система специализированных реставрационных организаций. А ведь памятники архитектуры — это особый вид и проектной, и производственной деятельности. Нельзя поручать эту работу кому угодно.
По словам Владимира Лопатько, профессиональные архитекторы-реставраторы и те, кому небезразлична судьба разрушающихся памятников архитектуры, возлагают большие надежды на недавний указ президента Украины №329/2020 «Про заходи щодо підтримки сфери культури, охорони культурної спадщини, розвитку креативних індустрій та туризму», где имеются актуальные положения, которые могли бы способствовать сохранению памятников старины: 
— Там, в частности, четко сказано, что памятниками архитектуры должны заниматься специализированные организации и сертифицированные специалисты. Я, как архитектор-реставратор с 40-летним стажем работы, не имею сертификата. Я выступаю научным руководителем, ориентируя проектировщиков на правильный вид работ, но дальше начинается произвол, и та борьба, которую мы ведем с заказчиками, к сожалению, не всегда заканчивается в нашу пользу. Я думаю, что сохранить полностью или частично можно любой объект, главное, чтобы исполнители работ и заказчики понимали важность сохранения аутентичных форм, материалов, облика здания. Но пока мы видим, как приезжают с отбойными молотками и трактором, все сносят и говорят: нам проще заново построить. Так, например, обещают восстановить особняк на ул. Свободы, 35. Да они не сделают такого никогда! Даже и браться не будут.
Происходящая в городе архитектурная вакханалия не могла не вызвать протестов сознательных харьковчан, хотя таких людей в общей массе жителей еще сравнительно немного. Тем не менее, уже есть несколько общественных организаций и инициативных групп граждан, которые то и дело теребят местные и столичные власти по поводу судьбы того или иного памятника. К ним присоединяются профессиональные архитекторы, историки, культурологи, студенты. По словам Владимира Лопатько, недавно в Министерстве культуры Украины был создан департамент инспекторов культурного наследия. Во избежание коррупции они будут находиться не в регионах, а в Киеве, а на проблемные объекты станут выезжать по просьбам общественности и органов охраны памятников. Возможно, это изменит к лучшему ситуацию с сохранением оставшихся у нас памятников. Кроме того, для проектировщиков, которые берутся переделывать памятники архитектуры, установлены штрафы в 170 тыс. грн, а для тех, кто занимается непосредственно порчей таких зданий, — 700 тыс. грн. Хотя это не такие уж существенные суммы, способные напугать застройщиков в предвкушении многомиллионных прибылей от продажи жилья в будущем новострое...

 

Фото Святослава 
Проскурина.

 
Добавить комментарий:
Ваш комментарий (осталось символов: 1000)
 

 
Самое читаемое
Справочники
Facebook Twitter