Прогулки по Риге

В столицу Латвии стоит приехать не только потому, что это один из самых красивых и уютных городов мира. Здесь нужно побывать и для того, чтобы понять, почему, строя новую страну, нельзя забывать уроки прошлого.

Прогулки по Риге

Когда советским кинематографистам нужно было снять «заграницу», они приезжали в Ригу. На этих улочках снимали Париж трех мушкетеров, лондонскую Бейкер стрит Шерлока Холмса и бернскую Блюмен-штрассе, по которой шел профессор Плейшнер в «Семнадцати мгновеньях весны». Для жителей СССР Рига была абсолютно «несоветским» городом. И все же следы нашего общего прошлого есть и здесь и сегодня. Кажется, от них не то чтобы не успели, а до сих пор не решились избавиться полностью, оставляя их как напоминание об уроках истории.

Бывший музей Революции, который находится у Ратушной площади, в самом центре города, – сегодня музей советско-немецкой оккупации Латвии. За ним – то, что является частью «той» истории: сохранившаяся с советских времен застройка и памятник латышским стрелкам, авторы которого в 1970-х получили Государственную премию Латвийской ССР.
По другую сторону Музея оккупации – совсем другая Рига – со средневековыми улочками, шпилями соборов и «рижским архитектурным модерном». В 13 веке на Ратушной площади был городской рынок, здесь проводись все праздники и здесь же до начала 19 века стоял позорный столб, у которого казнили и наказывали провинившихся. Нынешнее здание Ратуши построили в 1990-х, прежнее было полностью разрушено во время войны, как и вся площадь.

7-метровая статуя Роланда с мечом – как раз напротив входа в Ратушу. Такие скульптуры устанавливали в средние века во многих городах Северной Германии как символ справедливого суда, независимого города и свободы. По одной из версий, Роланд – это рыцарь, прославившийся своими подвигами во времена Карла Великого. Рижский Рональд впервые появился на Ратушной площади в конце 19 века, скульптура сильно пострадала во время войны. Сейчас на площади – ее копия, оригинал можно увидеть в Музее истории Риги.

Дом Черноголовых

Настоящее украшение Ратушной площади – Дом Черноголовых. Нынешнее здание – результат современной реставрации, но от этого оно не менее привлекательно. Дом был построен в 14 веке, позже его передали в аренду, а потом и в собственность Торговой гильдии Черноголовых – организации неженатых купцов. Ее представительства были в нескольких балтийских городах. Когда купец женился, он переходил в Большую гильдию. В Доме на Ратушной площади не только заключали торговые сделки, но и проводили балы и приемы, в которых участвовали и русские цари, и европейские вельможи. Среди знаменитых гостей Дома Черноголовых – германский канцлер Бисмарк, императрица Екатерина, царь Александр I.

Здание много раз перестраивалось и было почти полностью разрушено в 1941-м, отреставрировать его смогли только к 800-летию Риги, в 2001 году. Сегодня это – один из красивейших в городе домов. На фасаде можно увидеть скульптуру Святого Маврикия, христианского мученика, которого Черноголовые купцы выбрали своим покровителем.
В Доме Черноголовых также находится бюро с информацией для туристов, здесь можно взять бесплатно карту города и информационные буклеты.

Собор Святого Петра

Это самое высокое здание Старой Риги (123 м), увидеть его шпиль можно почти из любой точки старого города, а находится оно в двух шагах от Ратушной площади. Собор Святого Петра начали строить еще в начале 13 века, задумывался он как «самый-самый». Его много раз перестраивали и денег на это городские власти не жалели. Только вот с башней собору не везло в течение нескольких веков. Сначала, в марте 1666 года, она обрушилась, похоронив под своими обломками несколько десятков горожан. Новая башня сгорела через 10 лет. Такая же судьба была и у следующей за ней, тоже деревянной – она сгорела, а вместе с ней и баснословно дорогие голландские куранты.

Следующую башню начали строить лет через двадцать, и с этим строительством связана почти мистическая история. Плотник, который ее соорудил, влез на самый верх и в знак того, что на этот раз башня должна стоять вечно, осушил бокал вина. Хрустальный бокал он бросил на землю, и в то, что башня действительно будет вечной, поверили все: бокал, упав с высоты больше 120 метров, не разбился, на нем появилась только маленькая трещина. Сам бокал хранился в Музее истории Риги до 1941 года, когда в здание музея попала бомба. Бокал был уничтожен, а через несколько дней снарядом разбило и саму башню. Нынешнюю достроили в начале 1970-х. Тогдашний руководитель строительства тоже сбросил бокал с еще недостроенной башни. Бокал разбился, но на сей раз местные жители решили не верить примете. О былой роскоши собора говорит сохранившийся до наших дней деревянный алтарь – сегодня вокруг него устраивают выставки.

Памятник бременским музыкантам находится здесь же, у стен собора. Говорят, на счастье нужно обязательно потереть морду осла – судя по тому, как она отполирована, в примету охотно верят и местные, и туристы.

Домская площадь и Рижский собор

Сначала, в 12 веке, здесь была маленькая деревянная церковь для ордена меченосцев. А собор в его нынешнем виде решил заложить епископ Альберт, соревнуясь с городской властью, построившей собор Святого Петра. Деньги были взяты из казны рыцарского ордена, для строительства пригласили лучших мастеров из Голландии и Германии. Епископ умер, когда церковь еще не была достроена. Он завещал похоронить себя именно там, «под третьим камнем», что и было сделано благодарными потомками. Вообще, пол собора сплошь состоит из плит, под которыми покоятся знатные горожане. Почти на каждой из них – фамильный герб, правда, разглядеть изображения и прочесть вырезанный на камне текст в большинстве случаев уже вряд ли возможно. Зато несколько табличек-эпитафий сохранилось на стенах собора – их заказывали родственники тех, у кого не было денег на покупку места в соборе или усыпальницах рядом.

Орган, музыку для которого писал Лист, стоит здесь с XVI века, и это – одно из главный украшений собора. Постарайтесь попасть сюда на один из органных концертов или его репетицию!

Присмотревшись к каменной разметке на Домской площади, можно понять, где находились дома местной знати средневековой Риги. Только надо иметь в виду, что церковь тогда находилась намного выше над уровнем земли – чтобы попасть в нее, надо было подниматься по лестнице в десяток ступенек.

Монумент Свободы

Статуя высотой 42 метра на бульваре Свободы – один из главных символов Риги. Обсуждать его проекты и выбирать для него место начали в 1920-м, через два года после провозглашения независимости: новорожденному Латвийскому государству нужен был свой символ. Найти средства в казне разрушенной войной страны оказалось невозможно, и начали собирать, что называется, с миру по нитке: благотворительные аукционы, концерты, личные пожертвования. За шесть лет удалось собрать 3 миллиона латов. Когда памятник был готов, оказалось, что он обошелся дешевле - в 2 миллиона 381 370 латов и 74 сантима, о чем было тут же официально объявлено. Оставшуюся сумму решили пустить на благоустройство Братского кладбища. Стелу Свободы установили на месте, где до этого стоял памятник Петру Первому.

Монумент торжественно открыли 18 ноября 1935-го, в День Независимости Латвии. Он благополучно пережил войну, а вот в 1945-м местный комитет Компартии обратился в Москву с предложением снести его как «идеологически чуждый». На его месте предлагалось восстановить памятник Петру, который, распиленный, благополучно к тому времени сохранился. Спасла «Свободу» скульптор Вера Мухина, которая как раз тогда была в Риге. Она сумела доказать «московским товарищам», что монумент, на который собирали деньги всей Латвией и смогли это сделать, несмотря на нищету и разруху, имеет для людей особое значение. Памятник уцелел, и сегодня возле него постоянно дежурит почетный караул – латыши очень хорошо знают, какую цену им пришлось заплатить за свободу.

(Продолжение следует)

Автор: Наталья Гончарова
 
Добавить комментарий:
Ваш комментарий (осталось символов: 1000)
 

 
Самое читаемое
Справочники
Facebook Twitter