С чем связана волна рейдерских захватов?

За последние 5 лет количество рейдерских захватов в Украине, согласно данным Opendatabot со ссылкой на статистику Генпрокуратуры, составило 1690 случаев. Из них 539 – за последние полтора года.

С чем связана волна рейдерских захватов?

С чем связана такая волна рейдерских захватов? Это явление напрямую связывают с тем, что в результате децентрализации была проведена реформа системы государственных реестров, в результате которой прекратила свое существование централизованная государственная регистрационная служба. Ее полномочия были переданы независимым регистраторам (регистраторам органов местной власти, государственных и коммунальных предприятий, а также нотариусам). Они получили доступ к государственному реестру, а правоустанавливающие документы в бумажном виде перестали быть обязательными. Эти правила стали действовать с 1 января 2016 года и привели к упрощению мошеннических действий, в результате чего выросло количество рейдерских захватов предприятий и недвижимости.

Данная реформа, с одной стороны, свела к минимуму предпосылки для коррупции, но, с другой стороны, одновременно создала предпосылки для роста количества случаев мошенничества и подделок документов.

Что такое рейдерство? На пресс-конференции Нотариальной палаты Украины прозвучали такие слова: «Это когда вы просыпаетесь утром, а ваше имущество уже вам не принадлежит. Когда вы не знаете, владелец вы или уже нет».
Недавно Минюст презентовал законопроект 9311 «Рейдерству стоп». По словам министра юстиции, принятие данного законопроекта решит две большие проблемы. Во-первых, будет ликвидирована возможность субъективного влияния регистраторов или тех лиц, которые имеют право на регистрационные действия в сфере собственности, на объекты собственности, и, во-вторых, даст гарантии владельцу в фактическом сохранении своего имущества и недопущении рейдерских захватов.
Для этого проектом закона предусматривается внесение изменений в ряд законодательных актов в сфере гражданских, корпоративных отношений, направленных на обеспечение максимальных гарантий защиты государством права собственности.

Направлений несколько. Первое – прав на регистрацию бизнеса и недвижимости будут лишены коммунальные предприятия. К сожалению, по словам министра юстиции Павла Петренко, именно коммунальные предприятия, которые создавались мест­ными общинами, допускают наибольшее количество нарушений в сфере регистрации. 90 процентов жалоб граждан на незаконные регистрационные действия, среди которых очень много и рейдерских захватов, касаются регистраторов, работающих в коммунальных предприятиях. Только местные общины, ОТГ, местные советы и райгосадминистрации, нотариусы будут иметь право на регистрационные действия. 

Второе. Министр юстиции обещает, что закон защитит украинцев от подделок в отношении договоров аренды земельных паев. Договоры аренды земли будут заключаться исключительно в нотариальной форме. То есть, по требованию собственника будет ставиться отметка в реестре, о том, что договор должен быть только нотариальным, а значит, защищенным законодательством о нотариате. После этого ни один регистратор не сможет зарегистрировать изменений к договору в простой письменной форме. Этим же убирается возможность манипуляций со сроками действия договоров аренды земли — в реестр вносится срок действия договора.

Третье. Введение требования обязательного повышения квалификации государственных регистраторов, ликвидация кадрового дефицита в государственных нотариальных конторах в отдаленных регионах. Законопроект предусматривает, что консультанты государственных нотариусов, сотрудники территориальных управлений юстиции, в полномочия которых входит контроль в сфере нотариата, представители органов местного самоуправления, осуществляющих нотариальные действия, смогут по упрощенной процедуре получить свидетельство о праве занятия нотариальной деятельностью при условии работы в удаленных районах не менее трех лет по направлению Минюста. Таким образом может быть решен вопрос кадрового дефицита на местах.

Четвертое. В новом законе предлагается убрать так называемый псевдоналог, который взимался почти 20 лет частными нотариусами с бизнеса и граждан, — это один процент якобы государственной пошлины со всех сделок. Устанавливается норма, согласно которой стоимость нотариальных услуг у частного нотариуса определяется по договоренности сторон, чтобы была конкуренция. Что же касается государственных нотариусов, они взимают госпошлину, которая идет в государственный бюджет. И для тех категорий граждан, которые являются социально незащищенными, а это в первую очередь пенсионеры, инвалиды, дети-сироты, участники АТО, семьи погибших, устанавливается социальная льгота в размере 50 процентов от размера государственной пошлины на те услуги, которые касаются наследства, оформления имущества, оформления доверенности, то есть социально значимые услуги, в которых нуждается данная категория граждан.  Устанавливается также верхний предел госпошлины – 10 тысяч необлагаемых минимумов доходов граждан. Таким образом, по мнению правительства, эти услуги становятся доступнее для украинских граждан.
Однако Нотариальная палата Украины (НПУ) имеет несколько другое мнение на этот счет. Позиция Нотариальной палаты Украины, касающаяся проекта №9311 размещена на сайте НПУ. В частности, можно выделить несколько пунктов.
НПУ поддерживает данную инициативу о ликвидации государственных регистраторов коммунальных предприятий и их филиалов и отмечает, что причинами возникновения такой неутешительной статистики стали:
— отсутствие квалификационных требований к данным субъектам;
— отсутствие требования сдачи квалификационного экзамена;
— отсутствие свидетельства на право осуществлять такую деятельность;
— отсутствие установленной ответственности этих лиц в виде лишения такого свидетельства.

Но НПУ обращает внимание на опасность внедрения законопроектом новых субъектов государственной регистрации — государственных унитарных предприятий, что по сути является фактически заменой печально известных коммунальных предприятий и их филиалов, с единственным отличием, что будут создаваться они по решению правительства.

Далее НПУ отмечает, что законопроектом №9311 не предписаны также никакие эффективные механизмы по повышению защиты входа в государственные реестры от несанкционированного доступа и урегулирования порядка осуществления контроля в этой сфере. А это чрезвычайно важный инструмент борьбы с незаконным захватом имущества, бизнеса и коррупцией в сфере контроля государственной регистрации.
Что же касается новаций в сфере нотариата, то, по мнению НПУ, законопроектом очередной раз предлагается закрепить на законодательном уровне новый перечень лиц, которым без сдачи квалификационного экзамена предоставляется право совершать нотариальные действия и осуществлять государственную регистрацию прав и бизнеса. Это также создает дополнительные возможности для рейдерства и коррупции.

НПУ предостерегает, что положения законопроекта могут привести фактически к уничтожению нотариата как правового института, поскольку предлагается выдавать в неконтролируемом количестве свидетельства о праве на занятие нотариальной деятельностью сотрудникам управлений юстиции и уполномоченным должностным лицам органов местного самоуправления:
— без прохождения специальной стажировки;
— без опыта работы помощником нотариуса;
— без опыта работы в государственных реестрах;
— без сдачи квалификационного экзамена.

Далее, по мнению НПУ, законопроект №9311 никоим образом не решает вопросы финансового обеспечения государственных нотариусов и создания системы финансовых стимулов к их работе в сельской местности и в отдаленных районах. 
Что же касается отмены минимального предела платы за совершение нотариальных действий частными нотариусами — 1% от суммы договора и создание конкуренции для нотариусов, то данное новшество, как указано в позиции Нотариальной палаты, свидетельствует об «абсолютной неосведомленности инициаторов законопроекта в природе нотариата… Авторы таких новелл имеют целью превратить нотариуса в предпринимателя, несмотря на то, что действующим законодательством четко определен прямой запрет нотариусу заниматься предпринимательской деятельностью. Нотариус при осуществлении своей деятельности должен оставаться беспристрастным и гарантировать законность и бесспорность совершенного им нотариального действия, что невозможно при наличии конкуренции. Нотариус выполняет функции, делегированные государством, и при выполнении этих функций не может быть внедрена конкуренция — как она не может быть внедрена для судей, прокуроров и других субъектов, выполняющих функции государства». 
Как сказала на пресс-конференции Наталья Козаева, член совета Нотариальной палаты Украины: «Конкуренции в праве быть не может. Там, где в праве начинается конкуренция, там начинается коррупция» 

Также в заявлении НПУ отмечается, что «…отмена минимального предела платы за совершение нотариальных действий частными нотариусами направлено не на защиту малообеспеченных украинских граждан, а на сбережение средств олигархического бизнеса при проведении операций с недвижимостью, а также для скупки земли сельскохозяйственного назначения в случае отмены моратория».

Наталья Залевская, 
корреспондент

 
Добавить комментарий:
Ваш комментарий (осталось символов: 1000)
 

 
Самое читаемое
Справочники
Facebook Twitter