Стресс-тест для системы школьного обучения

Переход на онлайн-обучение кажется прорывом. Однако он сопряжен со многими проблемами для школьников и учителей. Как с ними справляется Харьковская область?

Стресс-тест для системы школьного обучения

Даже в Харькове не у каждого ребенка есть свой ноутбук, планшет или смартфон. Переход на онлайн-обучение кажется прорывом. Однако он сопряжен со многими проблемами для школьников и учителей. Как с ними справляется Харьковская область?

 — Организация дистанционного обучения — очень актуальный и очень сложный вызов: и для учителей, и для учеников, и для родителей, — констатирует директор департамента науки и образования Харьковской облгос­администрации Лариса Карпова. — Наш департамент постоянно анализирует ситуацию, и мы видим, что каждая школа совершенствует свою систему дистанционного обучения.

«Вовочка, предъяви свое «портфолио»!»

Выступая на онлайн-конференции в Харьковском пресс-клубе, Лариса Карпова отметила плюсы и минусы. 
— Плюс в том, что дети могут обучаться, не выходя из дома. А минус в том, что карантин — это своеобразный стресс-тест. Каждый учащийся оказывается наедине, особенно в средней и старшей школе, с пятнадцатью педагогами. Каждый педагог работает на своей платформе, и учащийся не в состоянии одновременно «прыгать» с одной платформы на другую. Поэтому задача руководителей учебного заведения — управлять организацией дистанционного обучения, для того чтобы детям было удобно. Еще одна проблема — сельские школы. В селах не очень качественная интернет-связь, а у многих детей нет многофункциональных мобильных телефонов, планшетов. Как дистанционно обучать таких деток?
Если у ученика есть хотя бы простой мобильный телефон, то учителя работают с такими детьми. Учащийся выполняет задания учителя и накапливает их в т. н. «ученическом портфолио». И по завершении карантина он сможет свое «портфолио» предоставить учителю, а тот оценить его работу.
Сегодня изменяется функция классного руководителя. А именно: он обязан каждый день общаться с учениками своего класса с помощью доступных им средств коммуникации. А также общаться со всеми педагогами-предметниками и быть своеобразным менеджером, который координирует и контролирует работу в своем классе. 

Трутся спиной медведи о земную ось…

10 утра. На телеэкране появляется урок английского языка для 6 класса. Преподаватель (как я понимаю из титров, представительница международного издательства, выпускающего учебники английского языка для детей), тараторит такой скороговоркой, что я, взрослый человек, относительно прилично владеющий языком, с трудом воспринимаю фразы. И думаю: сударыня, это же дети! Чужой язык, всего-навсего 6 класс! Неужели нельзя артикулировать фразы четко, медленно и разборчиво?
В сети уже гуляют насмешки над некоторыми телеуроками, организованными киевскими «мэтрами» от педагогики. 
Например, белых медведей поселили в… Антарктиде (вместо Арктики). А в примере 30,2 минус 2,2, у учительницы почему-то получилось 18 вместо 28. Во время урока географии для 10 класса учитель географии назвала Индийский океан Атлантическим. 
Учителя оправдываются: все ошибки — от волнения, ведь ранее никогда не приходилось вести уроки по телевизору. Тем более что все пришлось организовывать очень быстро. Однако конфузы заставляют поднять проблемы подготовки нашего учительства в том числе и к публичной деятельности.
Интересно, что когда в области заметили, что из Киева организованы телеуроки с 5 по 11 класс, то лучшие педагоги Харьковщины подготовили красочно оформленные конспекты уроков с наглядными презентациями и для начальной, и для средней школы по ключевым темам марта-апреля. Эти материалы также можно использовать как дидактический материал. 
— Если еще два месяца тому назад мы дискутировали на тему дистанционного образования, полезно ли это, безопасно ли это, то сегодня, когда карантин поставил нас перед фактом, мы наблюдаем огромный прогресс. Учителя не только учат, но и учатся дистанционно сами, — отмечает — главный редактор образовательного проекта «На урок», координатор образовательных онлайн-конференций Любовь Цукор. — Об этом мы можем судить даже по активности учителей в соцсетях, которые выкладывают свои предложения, как лучше организовать дистанционный процесс и какие ресурсы использовать.

Это может углубить социальное неравенство? 

— В реформе «Новая украинская школа», безусловно, заложены основы дистанционного обучения. Но говорить о том, что Украина, да и мир в целом, к этому готовы и в одночасье перешли из оффлайн в онлайн образование, еще рано, — считает руководитель Образовательного центра для педагогов, родителей и детей «Я и моя школа», соавтор концепции реформы «Новая украинская школа» Ирина Миньковская. — Кроме того, что онлайн обучение становится все привлекательнее для детей, нельзя исключать, что это может привести к социальному разрыву в доступе к качественному образованию во всем мире. Однако каким образом проблема будет решена, в том числе и в Украине, эксперты сказать не могут.
Исследования, например, PISA за 2018 год, показали, что даже не все учителя у нас имеют дома в своем распоряжении хорошую, качественную компьютерную технику. Отдельным пунктом встает проблема кибербезопасности и цифровой гигиены. 
Мы видим огромный вызов педагогической системе. Наше педагогическое образование не готовит учителей для дистанционного обучения. И дело даже не в том, что нужны особенные характеристики для используемой техники. Это совершенно иначе организованный обучающий процесс и его структура, иначе организованное взаимодействие с детьми и родителями, это иным образом налаженная обратная связь и оценивание. 
— Для нас дистанционное обучение не стало шоком, — говорит учительница украинского языка и литературы Харьковской специализированной школы №73 Людмила Таболина. — Потому что мы работаем по инновационным технологиям уже не первый год. Мы даже провели дистанционный педсовет. Для каждого класса у меня созданы отдельные кабинеты в google classroom, где есть все необходимые материалы и задания. Созданы электронные классные журналы.
Мой личный опыт, который я вынесла сама для себя: нам, учителям, нужно, как никогда, быть творческими. Потому что традиционные задания, которыми мы пользовались ранее, для новых форм работы не подходят. Например, мы на уроках с детьми участвуем в онлайн-олимпиадах, делаем буктрейлеры (это короткий видеоролик, рассказывающий в произвольной художественной форме о каком-либо художественном произведении. — Е. З.). Такие творческие задания требуют от учеников больше времени для выполнения. 
…Как сообщила Лариса Карпова, если случится так, что дети в условиях карантина будут вынуждены уйти на каникулы, то по рекомендации департамента науки и образования все учителя проанализируют, как их ученики усвоили темы за последнюю четверть, скорректируют свои календарные планы. И, когда дети вернутся за парты, проведут ряд контрольных работ, чтобы определить возможные пробелы в знаниях за предыдущий учебный год и в сентябре нового учебного года их восполнить.

Елена Зеленина.

 
Добавить комментарий:
Ваш комментарий (осталось символов: 1000)
 

 
Самое читаемое
Справочники
Facebook Twitter