«Скотный двор» избирательных кампаний

Первый симптом, что приближается предвыборная кампания (осенью — в органы местного самоуправления), — количество странных «друзей», которые начинают стучаться на твою страничку в Фейсбук, резко возрастает. 

«Скотный двор» избирательных кампаний

У одних — пустой профиль, у других — множество сообщений определенной идейной и пропагандистской направленности, другие вроде ничем не занимаются, зато у них в «друзьях» известные политики, журналисты, бизнесмены.
Активизируются всевозможные тролли и ботофермы, принимающие стойку полной боевой готовности. А за ними обязательно просматриваются политические силы и отдельные политики, которые денно и нощно пытаются повлиять на ваше электоральное поведение, манипулируют вашим мнением с помощью недобросовестных практик.
Речь идет о навязывании идеи вместо решения проблемы; искажении восприятия политической реальности, цинизме и отсутствии уважения к избирателям.
О том, как разобраться, кто есть кто, как не пасть невинной жертвой хайпа, фрейминга, троллинга и достойно ответить на вызов, — ваш корреспондент интересовалась у эксперта Аналитического центра «Обсерватория демократии», кандидата политических наук Максима Фоломеева. 

Как серфингисты на гребне волны…

Наиболее распространенной технологией в социальных сетях Максим считает хайп. Интересно, что сам термин происходит от высоко рискованных инвестиционных проектов. Однако в нашем случае речь идет о привлечении внимания аудитории и создании информационного резонанса путем возбуждения скандала. 
— Примеры всем известны. В сериале «Слуга народа» буквально с первых же кадров была продемонстрирована хайповая технология, когда учитель истории Василий Голобородько стал участником скандала. Информация попала в сеть, и Голобородько проснулся знаменитым.
В стиле хайповых технологий работают многие политики. Например, Олег Ляшко. 
Для запуска скандала выбирается тема, которая имеет как аргументы «за», так и «против». Предполагается, что аргументы «за» будут привлекать аудиторию поддержки. Заранее определяются потенциальные недоброжелатели и их вероятные доводы. Определяется самый убедительный аргумент в дискуссии, который используется, чтобы развернуть ситуацию в пользу того, кто скандал спровоцировал. 
Использовать хайп довольно рискованно, потому что можно организовать скандал с собственным участием и управлять его развитием, а можно и «вляпаться» в скандал. 
Почему же этой технологией все же пользуются? Плюсы — в мгновенном резонансе, который способствует узнаваемости политика, и быстрой консолидации сторонников. 
В то же время хайп, который вышел из-под контроля, может стать и своеобразным «репутационным Чернобылем» для тех, кто не смог им должным образом управлять.
Хайперов можно сравнить с серфингистами, ибо они двигаются по гребню скандала, как по гребню волны. Хайповый формат мы наблюдали, когда в бытность его премьером Арсению Яценюку подарили букет роз и вынесли из-за парламентской трибуны. Или когда «Национальный корпус» закидал Администрацию президента Порошенко игрушечными свиньями (скандал с оборонными закупками, Свинарчук). Хайп использовал и Владимир Зеленский, когда на одной из первых пресс-конференций в грубой форме предложил покинуть аудиторию секретарю горсовета Борисполя. Президент хорошо осознавал, какой части его избирателей понравится «жесткий» стиль руководства.
Если хайпуют против вас, и вы понимаете, что это будет иметь для вас негативные последствия, эксперт советует не откладывать реакцию на событие; постоянно отслеживать ситуацию; включаться в дискуссию для того, чтобы задавать тон информационной активности, выгодный для вас (опровержение наветов, персонализация комментариев, непосредственное общение без посредников). Важна работа с лидерами общественного мнения, чтобы сохранить и закрепить свой позитивный имидж.
Что же касается правовой стороны дела, то хайп — это, прежде всего информационная технология, и быстрого положительного эффекта от попытки решить вопрос судебно-юридическим путем не будет. Однако и забывать об этом не следует.

«Извините, мы вам не ту ногу отрезали!»

Во время внеочередного заседания Верховной Рады группа народных депутатов из фракции «Слуга народа» устроила флешмоб под лозунгом «Имею право на ошибку». Нардепы надели футболки с таким лозунгом, а Сергей Бабак произнес целую речь в защиту педагогов, которые во время телеуроков допустили серьезные огрехи в преподавании тех или иных предметов.
Со стороны молодых политиков это был хайп, но они получили очень резонансный ответ в виде троллинга. Социальные сети буквально заполонили фотожабы с изображением хирургов, летчиков, водителей под аналогичным лозунгом. Хирурги на фото с решительными лицами восклицали: «Извините, мы вам не ту ногу отрезали! Имеем право на ошибку».
Троллинг применяется практически всеми политическими силами и бывает разных форматов, однако во всех случаях он приобретает форму издевки над оппонентами. В основном тролли размещают провокационные статьи, посты либо комментарии с целью дезавуировать ту или иную публичную персону.
Возможность сохранять анонимность в социальных сетях создает широкое поле для манипуляций. Для воздействия на пользователей соцсетей формируются целые ботофермы — искусственно созданные аккаунты.
У конторы ботофермы есть списки мишеней — ресурсов и страниц пользователей (форумы независимых СМИ, аккаунты оппозиционных блогеров и гражданских активистов), которые, как они считают, не лояльны к власти, и в обсуждении постов которых нужно создать информационную фрейминговую рамку. 
Ботов нетрудно вычислить по ряду признаков: пустые анкеты, отсутствие авторских постов, личных фотографий. Хотя в новом формате осуществляется «социализация» ботов, то есть создаются странички в соцсетях, которые заполняются продолжительное время, с тем чтобы активизироваться и начать атаковать в нужном направлении и в нужное время. Но и на таких социализированных страничках отсутствует личность, потому что эта личность — виртуальная.

Сарафанное радио большой политики

— Менее известная, но зато более изощренная манипулятивная технология — фрейминг (от англ. frame рамка, обрамление) — смысловое искажение, при котором форма подачи информации влияет на ее восприятие человеком, — поясняет Максим Фоломеев. — Так, одно и то же утверждение, в зависимости от формулировки и смысловых акцентов, может быть представлено как в негативном, так и в позитивном свете («Стакан наполовину пуст или наполовину полон»; «семейная реликвия или старый хлам»; «гречкосеи перед выборами — это подкуп избирателей или забота о нуждающихся»). 
Для фрейминга характерно использование метафор, образов, скрытого манипулятивного подтекста, навязывание интерпретаций, двоякого толкования. В электоральных процессах фрейминг в состоянии формировать мировоззрение, мотивировать к поддержке тех или иных идей.
— Противостоять фреймингу можно, пользуясь разными источниками информации и рассматривая проблему с разных сторон. Также полезно отдохнуть от потока информации, ибо когда ваш мозг перегружен, ему труднее осмысливать происходящее, — советует Максим Фоломеев.
По звучанию похоже, но иное — флейминг. Это — провокативная речевая агрессия в комментариях, когда человек преднамеренно втягивается в бесплодную дискуссию и надолго остается в расстроенных чувствах. Здесь главное не отвечать оскорблением на оскорбление, не втягиваться в диалог. При этом следует иметь в виду, что идейные разногласия преодолеть невозможно ни в какой дискуссии, ведь это касается убеждений. Отвечайте аргументированно на основе фактов (а не просто «я так считаю») и завершайте диалог. Вашу позицию и объективность оценит аудитория.
— Социальная сеть — это фактически сарафанное радио, которое получило всемирную технологическую поддержку, — подчеркивает Максим Фоломеев. — Есть сайты, которые поддерживают запуск анонимных материалов, которые могут распространять всевозможные слухи.
Почему мы поддаемся манипулятивным технологиям? По мнению эксперта, в нашем обществе очень высокий уровень недоверия к политическим и государственным институтам. Весь вопрос, в чьих руках эти технологии? Масштабировать их можно как на уровне страны, так и на местных выборах. В Харьковской области есть округа с достаточно обширной территорией, в таких округах манипулятивные технологии получают дополнительные возможности для формирования предубеждения против того или иного кандидата. И такой кандидат на выборах получает очень сложную проблему. 

Елена Зеленина

 
Добавить комментарий:
Ваш комментарий (осталось символов: 1000)
 

 
Самое читаемое
Справочники
Facebook Twitter